КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ
Часть 8. Забывание как познавательный процесс

Одной из распространенных ошибок понимания «плохой памяти» является забывание: часто полагают, что если преодолеть забывчивость, то с памятью не будет проблем.
Исследования физиологов, психологов говорят о том, что следы памяти не разрушаются, а временно тормозятся, блокируются. Потому забывание – это не зло, а один из механизмов правильной работы памяти, противоположный иному механизму – сохранению.
Забывание бывает пассивным (неосознанным) и активным - осознанным оттеснением информации. Последний вид забывания важен, так как информация в таком случае не будет вытеснена из памяти навсегда, а оттеснена в латентную память, откуда, при необходимости, ее можно достать (припомнить, сделать активной).
Часто причиной забывания считают время. Однако истинной причиной является органическая способность сознательной памяти сохранять информацию: есть необходимость избежать перегрузку сознательной памяти, в которую постоянно поступает новая информация – и забывание становится важным механизмом. Исходя из этого, для правильного «забывания» (с последующим извлечением информации) нужно изначально правильно вкладывать и запечатлять ее в памяти.
1) При анализе «нужной» - «ненужной» информации следует нужную задержать в сознании не менее, чем на 20 секунд, а ненужную – сразу же после восприятия отбросить.
2) Правильно запечатлеть необходимую информацию – создавать релевантные познавательные связи, которые необходимо закрепить путем повторения (о ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СВЯЗЯХ – см. Части 5, 6). Это важно, так как для того, чтобы правильно оттеснить ее, а затем при необходимости припомнить, следует правильно ее поместить в память.
3) Создать словесную опору (например, для смысловой связи – «информация связана с идеей о том-то…»; для ассоциативной – «новый предмет связан с хорошо знакомым, таким-то»; для структурной, знаковой – «материал имеет структуру, которая построена по принципу группирования:.." (например, можно запомнить форму итальянского сонета: "4-4-3-3" - это количество строк в строфах).
4) Правильное оттеснение информации: наслаивать новую, но прежнюю держать в виде повторения словесных опор, чтобы она не поддалась полному забыванию.