КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ
Часть 9. Припоминание как познавательный процесс

Осознанно организованный процесс припоминания – это приближение к «забытому» с помощью запечатленных специальных ориентиров (см. Части 5-8).
Припонимание – не механический, а творческий процесс. Это надо помнить для эффективного его протекания (иначе человек будет считать, что информацию можно достать, как из ящика, и будет стараться так и делать). В процессе припоминания «забытое» заново воссоздается с помощью незабытого – оно возвращается из латентной памяти в сознательную (вероятно, возобновленная информация будет притерпевшей некоторые изменения, так как после запечатления, в процессе хранения и вплоть до «восстановления» происходило другое поступление информации, которое и накладывает отпечаток на уже имеющуюся).
Если припоминание протекает неэффективно, то причинами могут быть следующие: воспринята была несущественная информация или же было недостаточно концентрации, или – неправильное запечатление, или – нерациональное повторение (об этих процессах и механизмах – см. Части 1-8).

Главные принципы эффективного припоминания (при правильном выполнении предыдущих условий: восприятия, концентрации и т.д.):
- Начать припоминание со словесной опоры.
- Наметить связь опоры с релевантной (соответствующей, необходимой, актуальной) областью знаний.
- Воспроизвести информацию (целиком или по частям). Возможно, необходимо для этого будет приложить волевые усилия.