СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ

При обучении важно знать его внутренний механизм (как человек мыслит, запоминает).

Ученые выделили следующие способы обучения:

1) Ассоциативный (его изучал И. Павлов).

2) Неассоциативные способы: суммация, долговременная потенциация, импринтинг.

Суммация – это реагирование мозга на постоянный повторяющийся сигнал (например, капающая вода). Реакция и есть кратковременной памятью.

Долговремнная потенциация - сохранение информации на несколько часов. При этом эмоционально запоминяются сенсорнозначимые ситуации за день, но в течение сна они вытираются или же после могут перезаписываться в долговременную память. (Более всего таких синапсов – центров, сохраняющих подобную информацию - находится в гиппокампе).

Импринтинг – способ научения, связанный с определенным эмоционально значимым событием в определенный момент жизни. (Его открывателем был Лоранс, который изучал сенсорное запечатление образа родителя у животного).

При суммации и долговременной потенциации (медиации) синапсов образовано много, медиаторы выделяются в достаточной степени, что способствует эффективному обучению. При импринтинге синапсов меньше, в них еще недостаточно рецепторов и, следовательно, выделяющейся глютаминовой кислоты.

КАК ДЕТИ ОБУЧАЮТСЯ РЕЧИ

Этот процесс поэтапный, но вполне закономерный, имеющий свои законы.

Нейронные нервные клетки ассоциативной теменной коры головного мозга обрабатывают сенсорные сигналы, которые поступают извне. Эти клетки работают также и со словами: увидеть что-то, назвать этот предмет или явление  – соединение, которое происходит именно в данном участке мозга. Дети изучают слова точно так же: показать и назвать.

Со временем, постепенно происходит обобщение: через зрительную кору в теменной доле мозга дети воспринимают уже разные виды одного и того же предмета; через слуховую, зону Вернике – одно и то же самое слово, но произнесенное по-разному, например, громко, высоко и т.д. И таким образом, к 1 году жизни они могут узнавать около 500 слов, к 3 годам – 2 тыс. и более слов.

Известно, что к 3-м годам жизни уже формируется в мозге ребенка «речевая модель» внешнего мира (в ассоциативной теменной коре «прописаны» основные объекты, признаки, действия; если же ребенок не знает, то заполняет речевую модель, спрашивая, что это такое и как называется).

На следующем этапе происходит процесс речевого обобщения: несколько предметов объединяются в один класс – и так постепенно доходит до обработки абстрактных понятий в процессе обобщения. Процесс речевого обобщения многоуровневый. Он позволяет сформировать речевую модель, как целостность. Важно отметить, что одновременно с этим происходит постепенное развитие процесса мышления у человека, при котором мозг выделяет дофамин – радость от творчества, решения задачи.