КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬЧасть 16. О мнемоспособностях С. Шерешевского

Однажды лабораторию советского психолога Александра Лурии посетил молодой человек, которого звали Соломон Шерешевский, который работал репортером в газете. Его направил к Лурии руководитель, чтобы ученый проверил память Соломона и сделал заключение: в чем феномен памяти этого человека, как она работает? Шерешевкий действительно обладал феноменальной памятью, о чем подробно А. Лурия написал в своем труде «Маленькая книжка о большой памяти». Существенной особенностью памяти Шерешевского была синестезия – единство чувств (нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе). Например, акустико-цветовая синестезия - явление «цветного слуха»; графемно-цветовая, акустико-тактильная и другие виды синестезий.В процессе изучения и описания феномена памяти своего исследуемого Лурия пришел к выводу, что Шерешевский пользовался образным типом мышления: все объекты для запоминания он представлял в виде конктретных образов, а неизвестные иностранные слова – также в виде образов, слова-обозначения которых в родном языке созвучны с иностранными, но по смыслу не связаны. По воспоминаниям самого Шерешевского, в раннем детстве он не понимал слов на иврите, и тогда эти «звучания» для него «рисовались» в виде неопределенных образов: цветных клубов, размытостей, кругов и т.п. Числовые ряды мнемонист также воспринимал образно, потому просил произносить с интервалом каждое число. После он мог воспроизвести весь числовой ряд, который представлял в виде записанных чисел в таблицу (потому ему было не сложно «прочитать» числа в прямом, обратном порядке, по диагонали). Если в таблице по какой-то причине появлялось «затемнение» или число было маленьким, с чем-то сливалось, тогда Шерешевский не мог его «припомнить» - рассмотреть в своей «зрительной картине». Синестезические переживания Ш. проявлялись и тогда, когда он вслушивался в чей-нибудь голос. «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», - сказал он как-то раз беседовавшему с ним Л. Выготскому. Соломон Шерешевский не был способен забыть какие-либо сведения. Многие считают, что это свойство является столь редкостным, и каждый хотел бы им обладать, но существует другая «сторона медали», не столь положительная: он страдал всю свою жизнь по причине скопления огромного количества ненужной для него информации - и ему приходилось предпринимать отчаянные попытки, чтобы избавиться от нее. Спустя годы Соломон Шерешевский стал работать на эстраде мнемонистом, поражая зрителей своей памятью. Итак, А. Лурия в процессе исследования памяти С. Шерешевского отметил, что она была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях; слова были образами с добавлением различных вкусовых, зрительных и осязательных ощущений. 

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬЧасть 15. Мнемотехники (окончание)Начало - см. Часть 14.

4) ФОНЕТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ – для изучения иностранных слов: в каждом языке есть слова, созвучные фонетически, но отличимые по смыслу. Таким образом, запоминая новую лексику, можно создать целый ряд ассоциаций, благодаря которым слово постепенно станет восприниматься как родное.Правда, этот метод нередко критикуется филологами и лингвистами.5) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОЩУЩЕНИЙ – метод, связывающий несколько видов восприятия информации (например, визуальный и аудиальный образы). О явлении синестезии – см. Часть 16.6) МЕТОД АЙВАЗОВСКОГО Знаменитому художнику-маринисту И. Айвазовскому приписывают особый метод, основанный на фотографической памяти. Эта методика полезна в случае, когда нужно в мельчайших деталях запомнить какой-либо вид, картину, образ человека. (Так можно запомнить и графическое написание слова). Для этого следует посмотреть на объект в течение 3-5 секунд и постараться как можно лучше запомнить детали. После - закрыть глаза и мысленно представить объект в мельчайших деталях. Затем открыть глаза на секунду, снова посмотреть на объект. Наконец, зажмуриться и постараться добиться максимально яркого воссоздания. Повторить последние два шага несколько раз. 

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬЧасть 13. Методы увеличения продуктивности памяти: метод запоминания имен

В отличие от лиц, имена могут быть менее индивидуальны и достаточно часто повторяться у различных людей. Кроме этого, имена в меньшей мере связаны с эмоциональным восприятием, чем лицо. Существуют основные принципы запоминания имен:1) Первоначально правильно воспринять имя, без ошибки (особенно это касается редких имен). 2) После восприятия имя следует повторить несколько раз для более прочного запоминания (удерживать его в памяти не менее 20 секунд).3) Представить имя в образной форме. Несколько раз воспроизвести в представлении этот образ. 4) Мысленно или фактически записать его и представить человека, с которым оно будет связано (это может быть как человек в целом, так и его отдельные особенности, бросающиеся в глаза, хорошо запоминающиеся).

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬЧасть 14. Другие мнемотехники

Рассмотрим вкратце другие мнемотехники, которые можно эффективно использовать для улучшения процесса запоминания и тренировки памяти.1) ПРАВИЛО МИЛЛЕРА (7 ± 2). В 20 веке психолог Джордж Миллер провел ряд экспериментов с группой людей и обнаружил закономерность, которая заключается в том, что, в среднем, кратковременная память человека способна вместить: 9 двоичных чисел, 8 десятичных чисел, 7 букв алфавита или 5 односложных слов. Это примерно составляет группу в количестве семи (плюс-минус двух) элементов. Данное правило активно используют на занятиях по тренировке внимания, но оно также полезно и для создания информационной структуры, которая может храниться в нашей «оперативной памяти». Поэтому при запоминании информации не рекомендуется создавать количество групп или подгрупп, превышающее 7 элементов.2) ЭФФЕКТ РЕСТОРФФ («эффект изоляции») полностью опирается на особенности человеческой памяти. Эффект заключается в том, что объект, выделяющийся из ряда схожих однородных объектов, запоминается лучше других: чем сильнее что-то выделяется, тем лучше это запоминается. В случае, когда каждый элемент запоминаемого материала будет ярким и неоднозначным, человек быстрее сможете запомнить материал. 3) МЕТОД МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ БЬЮЗЕНА - популярный метод структурирования и заучивания новой информации, который заключается в изображении структуры информации при помощи блок-схем. (Этот способ называют по-разному, например, методом ментальных карт, майндмэппингом, диаграммой связей, ментальной и ассоциативной картой). Для правильного построения ментальной карты необходимо сделать следующее:- взять материал, который нужно запомнить, лист бумаги, ручки и фломастеры;- в центре листа нарисовать любой символ с названием или содержанием всего материала;- от центра к краям листа нарисовать линии (цепочки связей), которые должны отражать структуру изучаемого материала.Таким образом, получается структурированная схема с главной идеей в центре листа и логическими цепочками информации (удобен для выучивания текстов выступления). 

КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬЧасть 12. Методы увеличения продуктивности памяти: метод запоминания лиц

Как запоминаются лица? Вначале отмечаются общие признаки, присущие всем лицам: профиль, нос, глаза, губы и т.д. Т.е, идет идентификация предмета как лица. Затем рассматриваются специфические признаки, присущие данному конкретному лицу. Например, профиль выпуклый, нос с горбинкой, губы пухлые и т.д. Эти признаки, во-первых, позволяют отличить данное лицо от остальных, во-вторых, запомнить его. Для запоминания лица необходима определенная система: специфическая характеристика общих признаков. Общие признаки лица и их возможные характеристики: - форма головы (овальная, круглая, выпуклая);- профиль (выпуклый, ровный, вогнутый);- лицо (овальное, круглое, треугольное, четырехугольное);- волосы (короткие, средние, длинные; цвет волос);- глаза (большие, миндалевидные, маленькие; цвет);- очки – при наличии;- уши (большие, средние, маленькие; оттопыренные, прижатые к голове; высоко расположенные, низко расположенные);- нос (прямой, с горбинкой, длинный, короткий, картошкой, курносый, широкий, узкий);- борода, усы - при наличии;- губы (узкие, широкие, пухлые).Предложенную схему можно изменять, дополнять. Важно, чтобы она помогала запомнить через специфические признаки лицо человека. Чаще всего эта схема пригодна для «нейтральных лиц», которые непроизвольно не запоминаются.