КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ
Часть 16. О мнемоспособностях С. Шерешевского

Однажды лабораторию советского психолога Александра Лурии посетил молодой человек, которого звали Соломон Шерешевский, который работал репортером в газете. Его направил к Лурии руководитель, чтобы ученый проверил память Соломона и сделал заключение: в чем феномен памяти этого человека, как она работает? Шерешевкий действительно обладал феноменальной памятью, о чем подробно А. Лурия написал в своем труде «Маленькая книжка о большой памяти». Существенной особенностью памяти Шерешевского была синестезия – единство чувств (нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе). Например, акустико-цветовая синестезия - явление «цветного слуха»; графемно-цветовая, акустико-тактильная и другие виды синестезий.
В процессе изучения и описания феномена памяти своего исследуемого Лурия пришел к выводу, что Шерешевский пользовался образным типом мышления: все объекты для запоминания он представлял в виде конктретных образов, а неизвестные иностранные слова – также в виде образов, слова-обозначения которых в родном языке созвучны с иностранными, но по смыслу не связаны.
По воспоминаниям самого Шерешевского, в раннем детстве он не понимал слов на иврите, и тогда эти «звучания» для него «рисовались» в виде неопределенных образов: цветных клубов, размытостей, кругов и т.п. Числовые ряды мнемонист также воспринимал образно, потому просил произносить с интервалом каждое число. После он мог воспроизвести весь числовой ряд, который представлял в виде записанных чисел в таблицу (потому ему было не сложно «прочитать» числа в прямом, обратном порядке, по диагонали). Если в таблице по какой-то причине появлялось «затемнение» или число было маленьким, с чем-то сливалось, тогда Шерешевский не мог его «припомнить» - рассмотреть в своей «зрительной картине». Синестезические переживания Ш. проявлялись и тогда, когда он вслушивался в чей-нибудь голос. «Какой у вас желтый и рассыпчатый голос», - сказал он как-то раз беседовавшему с ним Л. Выготскому. Соломон Шерешевский не был способен забыть какие-либо сведения. Многие считают, что это свойство является столь редкостным, и каждый хотел бы им обладать, но существует другая «сторона медали», не столь положительная: он страдал всю свою жизнь по причине скопления огромного количества ненужной для него информации - и ему приходилось предпринимать отчаянные попытки, чтобы избавиться от нее. Спустя годы Соломон Шерешевский стал работать на эстраде мнемонистом, поражая зрителей своей памятью.
Итак, А. Лурия в процессе исследования памяти С. Шерешевского отметил, что она была построена прежде всего на спонтанных синестетических ассоциациях; слова были образами с добавлением различных вкусовых, зрительных и осязательных ощущений.